(почти)
В жизни каждого человека
обозначаются какие-то главные, знаковые события.
Для артиста цирка выступление на фестивале в
Монте Карло, тем более победа на нём становится
одним из главных событий в жизни, а может и итогом
его труда, творчества...
Когда
возникла идея у Владимира Довейко
"замахнуться" на главный приз фестиваля в
Монте КАРЛО - "Золотой клоун" - никто не
знает. Но в январе 1985 года труппа пополнилась ещё
двумя участниками, талантливыми артистами
Александром Моисеевым и его женой Ириной, и тогда
Довейко решил - пора!
На тот момент в номере сложилась атмосфера, когда
мы понимали друг друга с полуслова, с одного
взгляда, кивка. В групповом номере это очень
важно, когда на пассировке, при исполнении трюков
нет времени на пространные объяснения. Да и
профессиональный уровень буквально каждого (без
преувеличения) был на самом высоком уровне. (Как
напевал когда-то незабвенный Александр Саженев:
"...Ассистенты Кио труженики, труженики, а
Довейки труппа мастеров..."). Начались
репетиции в Баку, потом в Сочи (по два раза в день)
в основном "ходули". Конкурировали
тогда А. Епифанов и А. Моисеев за первенство в
исполнении тройного сальто на одной ходуле.
Первым его выпустил на репетиции Саша Епифанов.
Но акробатическая подготовка, шикарная батутная
школа, данная Моисееву ещё отцом (тренером по
прыжкам в воду и батуту) в детстве, сделали своё
дело. Попробовали Моисеева в трюках на колону -
два твиста с пол-пируэтом, винт-винт. Крутил то он
крутил, но плечевая работа очень кропотливое
дело, требующее без преувеличения многих лет
совместной работы, школы. Поэтому упор сделали на
трюки с ходулями, был виден прогресс в этом
направлении у Моисеева. Как-то я говорю В.В., что
Моисеев пообещал через неделю делать три с
пируэтом на ходуле. "Ну и пусть делает" Так
он же убьётся. "Саша, не мешай, не порти мне
мастера" Вот в этом весь Довейко. Вот мог он
уговорить, настроить на исполнение сложнейших,
рискованных трюков, знал какую тронуть струнку.
Кроме трюков с ходулями, была проведена селекция
следующих трюков, так оТставили два бланша, два с
пируэтом на колону Жени Шишковой, заменив
тройным на перш в кресло. Оставили бланш на перш в
плечи, и двойное Марины Довейко. Кроме трюков с
подкидной доски, А. Моисеев подготовил нижнего в
"палке" Игоря Альгина (за два месяца) и Ирина
Моисеева исполняла комбинацию трюков - два
согнувшись, два бланша, и тройное.
Кроме того, А. Епифанов исполнял ещё сальто бланш
на двух ходулях, два бланша на одной (так на
всякий случай), выбирать было из чего.
Теперь для специалистов. Вот с такими трюками мы
предстали перед жюри в Монте Карло, начало:
мои три согнувшись, два твиста на одной ходуле с
пол-пируэтом А. Моисеева; бланш на двух А.
Епифанова; бланш на перш М. Довейко; мои три
бланша на сход, вольтижная комбинация Ж.
Шишковой; два с тремя винтами на одной ходуле А.
Моисеев; тройное в кресло на перш - Шишковой;
комбинация на "палке" И. Моисеевой; мои
четыре на сход; двойное на перш М. Довейко и финал
- тройное на одной ходуле Моисеева...
Это был 1985 год, мат для пассировки был очень
жёстким и лежал там, где его клали в начале
номера... (Это я к тому, что В. Довейко тогда
категорически не соглашался на пассировку с
подбрасыванием мата, мы еле уговорили сделать
новый мат побольше. ..."вам бы тут ещё аэродром
расстелить, вот была бы лафа!"
Доску мы использовали из фиберглассовых шестов.
Кстати идея использовать эти шесты принадлежит
Славе Харитонову, новатору в цирковой
акробатике, придумщику. Попробовали такую доску
в труппе Александра Бондарева, у них это дело не
прижилось. В 83-м в Краснодаре, когда за одну
репетицию у нас как-то сломалось три деревянных
доски, решили попробовать. Кстати, собирал я ту
доску из того, что попадалось на глаза - был
дюралевый уголок, его тут же присобачивал,
буковая рейка - тоже хорошо. Поэтому через
несколько лет смешно было видеть почти во всех
труппах акробатов доски-близнецы, таких же
размеров, с таким же дюралевым уголком,
брусочком. Шпиёны... Кстати, та первая доска
прослужила восемь лет, как основная, затем
использовалась как "плечевая".
Вот с таким вариантом мы обкатывались с сентября
месяца в Киеве, в начале декабря приехали в
Москву в цирк на пр. Вернадского, отработали три
дня в новых костюмах, попробовали новую музыку. Кстати, была написана
музыка, для использования в качестве фонограммы.
Там удачно использовались синтезаторы,
современные тогда звуковые эффекты, но эти
эффекты не всегда совпадали по времени с
исполнением трюков, да и звуковая аппаратура
была ещё не на высшем уровне. В общем, В. Довейко
решил использовать "живую" музыку. После
напутственного собрания в главке, выдвинулись в
сторону Монте Карло, с остановкой на ночлег в
парижской аэропортовской гостинице Космос, без
денег. Нашим начальникам не пришло в голову
выдать нам хоть какую-то сумму на поесть, но нас
так просто не возьмёшь, у нас собой было. Нет не
выпить, у нас на этот счёт существовал
"внутренний сухой закон", а вот тушеночки
там колбаски, супчиков, и т.д. и т. п. прихватили,
без этого советский артист, не артист, а
"отклонение" какое-то. Утром вылетели в Ницу,
оттуда по великолепной горной дороге машинами - в
Монако. Солнце, прекрасные виды французской
Ривьеры, воздух! Не успели опомнится - въехали в
Монте Карло. По пути водитель ручкой: Вот это
театр оперы и балета, там музей, там галерея, там
казино...
Поселились в такой маленькой гостинице, без
телевизора, радио, без кондиционера, без паласа
на полу. Я всё искал - где же кондиционер? Днём
солнце, тепло. А как же ночью? Декабрь месяц на
дворе, хоть и средиземноморский! Виктор
Романченко, доставая из своей безразмерной сумки
какой-то аппарат: "Санёк, сейчас, у меня тут
реактивный кипятильник, друг сделал из лезвий.
Щас, кофейку заварим. И в розетку. Как я не
уследил?! Бах, замыкание. Света нет во всей
гостинице. Я ему: "Витя, я сейчас тебя убью, юный
электрик. В общем, консервы пришлось разогревать
под горячей водой в умывальнике, а попить -
кока-кола. Заходим к нашим в один, в другой номер у
всех жара, открыты окна, а у нас холодрыга - голый
мраморный пол, спим под одеялом, покрывалом и
тремя пледами с антресолей. Ташкент только в
ванной, и главное пол горячий. И тут меня пронзило
- в номере пол с подогревом. Чтобы не портить
советско-монакские отношения, решили пока не
говорить о Витином коротком замыкании, так и
промёрзли до конца, Когда уезжали, я обнаружил в
прихожей включатель и регулятор этого самого
обогрева...
Монте Карло в декабре - тихий провинциальный
городишко. Пусто на улицах, немногочисленная
публика отсыпается после ночных приключений. За
день до начала фестиваля город на глазах оживает,
всё прибывает, и прибывает народ, улицы
наполняются звуками, жизнью.
И вот открытие. Начало в 20. 00 Разодетая, пахнущая
дорогим парфюмом публика заполняет цирк, вся
богема в прицирковом ресторане - палатке
(симпатичное сооружение) уже 21.00, а мы всё ждём,
мёрзнем. Закулисная часть ужасная. Гримёрные -
палатка, разгороженная фанерой на клетушки,
холод. В общем, условий никаких. Чувствуешь себя
гладиатором, там публика, а ты должен выходить и
развлекать, никого не интересует, ты сыт, холодно
ли тебе?.. Улыбайся, чернь...
А вот сам цирк - ничего. Большое двухмачтовое
шапито (трёх-манежное), но соответственно
используется один манеж. Зал обогревается. Уютно
даже.
Дальше публика увлеклась событиями на фестивале.
Вовремя приходили, вовремя начинали. Посмотреть
было на что. Не было ни одного откровенно слабого
номера. Были лучше, хуже. Публика знает толк в
цирке, понимает трюки. Приятно. На нашем
выступлении зал просто ревел. Смотришь в зал,
такие знакомые лица, ба! да это же Жан Поль!..
Был выходной, съездили в Ницу за покупками.
Получали мы 11 ам. долл. в день. Братцы, ну что ж так
дёшево то?..
И вот финал, Прямыми нашими соперниками были
корейские акробаты со своими двумя
оригинальными номерами "Акробаты с подкидной
доской" и "Мачта". Отсеялись поляки с
подкидными досками, болгары Петровы с качелей.
Остались корейцы и мы. Их номер "часовая
доска" оригинален, насыщен трюками, но мы всех
"забили" сложностью. Ребята просто молодцы!
У Моисеевых, вообще, первая зарубежная поездка,
да сразу такая проверка! Мы и валили, падали, но
поднимались и повторяли...
Какие нам не строили козни, - то багаж не пришёл,
то на репетиции во время трюка ни с того, ни с сего
отвязывается штэйн-трапе и летит в голову
Моисееву, хорошо, вовремя остановились ребята, не
отбили доску. То осветители направят пушку в
глаза...
Золотой клоун наш, такой же по достоинству, у
корейцев за их два номера.
Награждение, пьедестал огромный (поместилась вся
труппа), вспышки фото камер, овации. Затем, уже
поздно вечером центральное казино, 20 французских
денег на однорукого бандита, взгляд в зал, где за
рулеткой или столом бывали "наши" Шаляпин,
Дягилев и др. г-да, банкет (ну просто шикарный) со
всякими вкусностями, розовым шампанским. И
страшная усталость и какая-то пустота...
Далее - пьяный Ту-154, с пьяным ансамблем танца, с
пивом, с водкой, да и кгбэшник куда-то пропал...
Заканчивался год "перестройки" 1985.
Далее все знают. В. Довейко умер 1 июля 2002 года.
Вечная ему память! Весь тот звёздный состав на
пенсии. Компартия СССР потеряла коммуниста
Моисеева, а цирк дю Солей нашёл тренера Моисеева
и классные номера с палками.
Вот такой экс-цирк.
А. Полянский
X-circus©
|